+7 (812) 952-99-98

197022, Санкт-Петербург, Проспект Медиков, 3

Задать вопрос

Основы цветовой теории

21.03.2019 264 Алла Жагорина

В наше время для творчества мы имеем обширную палитру цветов. В нее входят миллионы оттенков. Всё это подарила нам цифра: компьютеры, графические планшеты, фотокамеры и т.д. О таких возможностях люди прошлых веков могли только мечтать.

Но возникла проблема — как разобраться среди всего этого многообразия. Как правильно использовать цвета и смешивать их друг с другом? Какими правилами руководствоваться?
Давайте разбираться.

Что такое цвет?


Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения.


Воспринимаемые нами цвета тел представляют субъективную характеристику света, так как эти цвета существенно зависят от свойств глаза. Объективной же характеристикой остается спектр частот, соответствующий сложному отраженному свету.
Со школьного курса физики мы знаем про оптику. Этот раздел изучает природу света, его свойства, законы, связанные с его распространением.
Благодаря открытию оптики мы знаем, что с помощью призмы можно расщепить белый луч света на целый спектр цветов.

Отсюда следует: Цвет — свойство света.

И еще важный вывод: При взаимодействии с предметом часть спектра будет поглощаться

Спектр и цветовой круг

Среди всех электромагнитных волн видимый свет занимает крайне маленькое пространство.

Но его спектр содержит огромное количество цветов.

Ключевые цвета спектра:

  • Красный
  • Оранжевый
  • Желтый
  • Зеленый
  • Голубой
  • Синий
  • Фиолетовый

Именно эти цвета и входят в палитру так называемого “цветового круга”. Он состоит из красного, зеленого и синего цвета (RGB).

Упрощенный вариант:

Вариантов изображения цветового круга великое множество, так что можете выбрать наиболее симпатичный для вас.

Но цветовой круг может включать в себя и другие основные цвета. Как например в модели CMYK (основные цвета — фиолетовый, желтый, голубой).

Отличие моделей RGB и CMYK еще в типе смешивания: в RGB смешивание всех цветов дает белый цвет (он в середине), а в CMYK-модели конечный цвет смешивания — черный. CMYK наиболее удобен при работе с реальными красками, а не с цифрой.

Двенадцатеричный цветовой круг / Цветовой круг Йоханнеса Иттена

Двенадцатеричный цветовой круг — классический. Он помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг разделен на 12 частей:

Основные цвета — желтый, синий и красный.
Дополнительные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Между основными и дополнительными оттенками есть переходные цвета (называются по имени основного и дополнительного цвета).

В круге есть разделение на холодные/теплые оттенки:

Теплые — ближе к таким цветам как: оранжевый и желтый.
Холодные — ближе к синему цвету.


Ключевые параметры цвета:
Оттенок/Насыщенность/Яркость

  • Оттенок — разновидность цвета из цветового круга.
  • Насыщенность — интенсивность определенного тона. От полного отсутствия до максимальной интенсивности.
  • Яркость/Осветление — градиент от наиболее яркой точки к более темной.


Возникает вопрос: зачем мы так долго разбирали этот самый “цветовой круг” и для чего он нам нужен?

Именно он и является тем самым инструментом, с помощью которого мы в дальнейшем будем определять цветовые гармонии.

О них сейчас и пойдет речь.

Цветовые гармонии
Монохром

Начнём с самого простого варианта — монохром. Использование только одного цвета, всех его оттенков, тональностей и теней. Например, синего (как на первой картинке).
Рекла
Рекла

Аналогичные цвета

Используются те цвета, что находятся рядом друг с другом в цветовом круге: два или три цвета.

Несколько примеров:

Комплиментарные/противоположные цвета

Самая распространённая гармония, основана на контрасте двух удаленных или предельно удаленных цветов.
На цветовом круге они расположены друг напротив друга.

Комплиментарные цвета часто используются в кино:

В живописи:

Четыре гармоничных цвета

Это сдвоенные комплиментарные цвета — используются противоположные оттенки.

Вот несколько примеров:

Красный-зеленый, желтый-синий.

Раздельные комплиментарные цвета
Рекла
В данной гармонии цвету на одной стороне круга противостоят два на противоположной стороне.
Рекла

Гармонические триады

В этой гармонии происходит разделение на три основных цвета.

Маскирование гаммы

Маскирование гаммы — легкий способ избежать использование ненужных цветов. Для этого нужно выбрать на цветовом круге главный/доминантный цвет и дополнительные цвета (например, используя любую из цветовых гармоний). Затем соединить эти цвета (можете их выделить точками). Все те оттенки, которые находятся внутри полученной фигуры — подходят вам, а остальные лучше не использовать.

Небольшая хитрость
Рекла

Цветовой круг есть и в Photoshop. Но по умолчанию он спрятан.
Как его включить?
Заходим в раздел Edit - Preferences - General.
В закладке “HUD Color Picker выбираем Hue Wheel.
Теперь, чтобы вызвать цветовой круг выбираем инструмент кисть (brush tool) и зажимаем комбинацию клавиш: Shift + Alt + Right click (правая кнопка мыши).

Говоря о цветовых гармониях нельзя не упомянуть про тональный контраст.

Тоновый/Тональный контраст


Представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тональный контраст характерен для ахроматических цветов.

Ахроматические цвета — это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным – черный.

Именно контраст наиболее важен для человеческого глаза. С его помощью можно выразить намного больше, чем с помощью цвета.

И последнее, о чем хочется рассказать в данной статье — композиция цвета. Что это такое и для чего используется — разберемся далее.

Композиция цвета

Композиция цвета основана на пропорции одного цвета. Помогает выделять главное и второстепенное.

Очень часто пропорциональное распределение оттенков в кадре используется в мультфильмах, кино, фотографии.

Например, на первом фото фон в оттенках коричневого, а герои в синих и белых цветах. Но выделяется синий цвет и белый, хотя коричневого в кадре больше. Это сделано для того, чтобы зритель обратил внимание на героев, а задний фон стал не так важен.

Этот прием можно встретить много где, вот ещё несколько примеров:

Используйте пропорции цвета для выделения главных объектов. Это поможет заострить внимание людей на том, что является самым важным.

Понравилась статья? Подпишись на нас в социальный сетях. Там мы регулярно оповещаем о выходе новых статей и не только :)

Остались вопросы? Задать вопрос
Другие публикации