+7 (495) 021-30-25

123022, Москва, Рочдельская улица, 30

Задать вопрос

Себестоимость: понятие, виды, способы определения и оптимизации

26.11.2021 863 Сергей Козырев

Себестоимость – это показатель затрат предприятия, направленных на выпуск определенного товара, осуществление работ или оказание услуг.

Из чего складывается себестоимость

В структуру таких расходов обычно включают несколько элементов.

Производственные затраты.

Сюда входит приобретение сырья, материалов, необходимых для изготовления товаров, траты на покупку оборудования, при помощи которого изготавливают продукт, а также сопутствующие финансовые вложения, потраченные на оплату энергоресурсов, обслуживание производственных линий и площадей.

Дополнительно к производственным относятся косвенные затраты, напрямую не связанные с самим процессом выпуска продукции. Таковыми считаются: обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, униформой, рабочими инструментами/инвентарем. Средства, потраченные на организацию работы службы контроля качества, тоже включаются в эту группу.

Финансы, выделяемые на оплату труда работников.

Персонал, задействованный в процессе изготовления товара/ оказания услуги, получает соответствующее финансовое вознаграждение. В составе себестоимости учитывается как полная зарплата, включающая проценты, бонусы, так и материальные поощрения в виде премий.

Дополнительно в расчет берут сопутствующие издержки: оплату листков нетрудоспособности, отпусков, декретных, выплату выходных пособий. Обязательные отчисления в Пенсионный фонд, ФСС, ОМС, на добровольное медицинское страхование тоже влияют на себестоимость.

Транспортные расходы.

Чтобы товар попал от производителя к покупателю, нужно обеспечить его доставку. Это требует покупки автомобилей, их содержания, либо привлечения аутсорсинговых фирм, услуги которых тоже оплачиваются.

Складские издержки.

В эту группу входит аренда складских площадей, внедрение автоматизированных учетных комплексов, техническая поддержка складского оборудования и ПО, мероприятия, связанные с покупкой упаковочных материалов и упаковкой товаров.

Рекламные расходы.

Вложения, связанные с рекламными, маркетинговыми акциями, составляют существенную часть общей себестоимости продукции. Под рекламными затратами стоит рассматривать оплату широкого спектра мероприятий – начиная разработкой упаковки, привлекающей внимание, заканчивая ведением страничек в социальных сетях и розыгрышами призов среди покупателей.

Амортизационные затраты.

Под амортизацией понимают равномерное распределение стоимости всего оборудования, машин, транспорта, которые применяются на предприятии. Этот параметр учитывают в числе основных, поскольку деньги по этой статье расходуются на обновление устаревших либо вышедших из строя устройств, на модернизацию технологических процессов в целом.

Административные издержки.

Представляют собой расходные статьи, позволяющие удовлетворить управленческие, офисные и иные потребности фирмы. Прямого отношения к процессу производства они не имеют, однако без них функционирование организации в принципе невозможно.

Прочие вложения.

Они не связаны с процессом производства, но возникают при сбыте продукции, потому влияют на расчет себестоимости. К прочим относятся убытки прошлых периодов, оплата штрафов, покупка новых активов, урегулирование споров, форс-фажорных ситуаций.

Некоторые эксперты уверены, что пересчитывать себестоимость нужно минимум раз в квартал, поскольку этот показатель изменчив, он находится под влиянием множества факторов. Речь идет не только о фактическом удорожании сырья, повышении ставок подрядчиков, но и о росте ставок по банковским кредитам, об увеличении конкуренции в отдельном сегменте и т.п.

Зачем нужно знать себестоимость товара/услуги

Себестоимость продукции рассчитывают еще до запуска продаж. Она нужна для формирования ассортимента, разработки общей ценовой политики. Когда компания знает сумму, которая затрачивается на выпуск одной единицы товара, ей проще установить наценку и определить, насколько выгодно будет выпускать данную продукцию.

Понимание процесса ценообразования играет важную роль при подготовке финансовой и бухгалтерской отчетности. Исходя из того, какая цена установлена на изделия, бухгалтер будет делать выводы о фактически полученной прибыли и убытках. Данный показатель является важным для разработки общей стратегии развития фирмы.

На основании сведений об убытках и прибыли топ-менеджмент организации принимает решения о расширении или сворачивании ассортимента, запуске новых проектов, о перераспределении рекламного бюджета.

Виды себестоимости

Показатель себестоимости достаточно изменчив. Цифры могут различаться даже при условии, что речь идет об одном и том же продукте, изготовленном из одинакового типа сырья. В этом смысле принято выделять себестоимость полную (усредненную) и предельную.

Полную себестоимость рассчитывают, принимая во внимание все затраты компании, связанные с изготовлением продукции. Выведенные цифры являются усредненными. Методика подсчета предельной себестоимости иная, поскольку здесь берут как производственные затраты, так и количество выпущенных единиц, включая дополнительные. По этой причине предельную величину вычисляют в тех случаях, когда планируют расширять производство. Полученные цифры дают возможность оценить рентабельность проекта.

Помимо этого, себестоимость бывает:

  • цеховой – здесь учитывают только те расходы, которые идут на непосредственный выпуск товаров;
  • производственной – представляют собой суммарное значение, полученное путем сложения цеховых, общих и целевых затрат;
  • полной – в расчете дополнительно учитываются средства, связанные с организацией продаж;
  • общехозяйственной – учитываются все затраты, включая расходы на обеспечение потребностей офиса.

Процедура ценообразования может осуществляться путем подсчета нормативных и фактических затрат. В первом случае методика жестко регламентированная, однако у нее есть существенный недостаток – не удается предусмотреть неучтенные траты. Второй способ определения себестоимости (фактический) включает все типы расходов, в том числе, не учтенные при производстве, возникающие на этапах реализации продукции.

Минус у этой методики тоже есть, и немаленький: рассчитать затраты удастся только при условии, когда продукт уже попал на полки магазина. Предприятия редко применяют такой вариант подсчета, поскольку им нужно знать цену еще до того, как изделия будут готовы.

Как рассчитать себестоимость продукта

Как рассчитывают себестоимость

Большинство компаний для решения вопросов ценообразования применяют метод расчета нормативной производственной себестоимости. Работать с ней намного проще, поскольку все расчеты удобно использовать для составления прайс-листа. Существует два подхода для определения такого параметра:

  • Калькуляция – издержки рассчитываются применительно к выпуску одной единицы товара. Для этого первым делом распределяют расходы по группам, а затем уже делают основные расчеты.
  • Многоуровневое распределение – при расчете учитываются затраты по нескольким уровням. Метод сложный, потому к нему прибегают не так часто.

Метод калькуляции позволяет определить стоимость выпуска продукции в зависимости от количества процессов, заказов, переделов. Несмотря на то, что основания для подсчета разные, формула всегда используется одна и та же:

Полную себестоимость вычисляют как сумму производственной стоимости и расходов, возникающих при продаже товаров.

Для упрощения подсчета допускается конкретизировать составляющие, из которых складывается полная стоимость и расходы на продажу. Тогда формула может выглядеть следующим образом:

ПС = ПФ + ОСМ + ССМ + ТИ + ОЭ + СР + АОС + ЗП + НИ + СВ + ЦЗ

, где:

ПФ – покупка полуфабрикатов;
ОСМ – основное сырье и материалы;
ССМ – сопутствующее сырье и материалы;
ТИ – транспортные издержки;
ОЭ – оплата энергоресурсов;
СР – сбытовые расходы, связанные с продажей товаров;
АОС – амортизация основных средств;
ЗП – заработная плата сотрудникам;
НИ – непроизводственные издержки;
СВ – страховые взносы за сотрудников;
ЦЗ – цеховые затраты.

Начальный этап определения себестоимости в таком случае требует проведения предварительных расчетов. Компания подсчитывает:

  • суммарную стоимость сырья и материалов;
  • расходы на оплату энергоресурсов;
  • средства, потраченные на выплату зарплаты работникам, в том числе, все сопутствующие платежи в виде премий, взносов на ОМС, в ПФР, ФСС и т.п.;
  • амортизационные издержки;
  • затраты на маркетинг и рекламу;
  • сопутствующие издержки, не вошедшие в описанные ранее траты.

Пример расчета себестоимости:

Производитель женских перчаток для изготовления продукции закупил материалы и фурнитуру на общую стоимость 200 тыс. рублей. На выплату зарплаты персоналу потрачено 70 тыс. рублей. Аренда склада и доставка продукции в розничные магазины дополнительно обошлись в 20 тыс. рублей. Чтобы продвинуть товар на рынке, компания заказала изготовление вирусного рекламного ролика и его размещение в социальных сетях, в сумме на это ушло 10 тыс. рублей. Общие расходы электроэнергии и амортизация производственных мощностей суммарно составили 5 тыс. рублей. На потраченные средства предприятие изготовило 400 пар перчаток.

Первым делом вычисляем общую сумму затрат:

200 + 70 + 20 + 10 + 5 = 305 тыс. руб.

Эту цифру теперь нужно разделить на количество образцов выпущенной продукции, получим:

305 тыс. руб. / 400 = 763 руб.

В результате себестоимость одной пары перчаток составляет 763 рубля. Это базовый показатель, который играет ключевую роль при установке розничных цен.

Компьютерная техника и специализированное программное обеспечение значительно облегчили процедуру определения себестоимости. Теперь не нужно вручную делать вычисления, достаточно открыть программу Excel, ввести исходные данные по тратам и, используя функцию деления, вычислить ориентировочную себестоимость.

В программе Excel доступен и другой способ расчета, он более сложный, поскольку основан на применении не только постоянных величин, но и переменных, которые могут отличаться в зависимости от количества изготовленных товаров. К примеру, увеличение объема производства влечет за собой повышение трат на закупку сырья и материалов. Но независимо от этого расходы на рекламу остаются прежними.

Себестоимость

Почему нужно стремиться к снижению себестоимости

Себестоимость – это не постоянный показатель, она периодически меняется. В зависимости от разных факторов, она может как уменьшаться, как и увеличиваться. В обоих случаях предприятие может столкнуться с проблемами. Если стоимость изготовления одной единицы товара уменьшилась, это может говорить о закупке сырья более низкого качества, соответственно, такая экономия способна привести к снижению спроса и уменьшению прибыли компании. Когда себестоимость, наоборот, слишком высокая, продукция окажется не по карману покупателям. Затраты на производство сохранятся, но они не будут покрываться полученной прибылью. Это может привести к банкротству компании. По этим причинам любое решение, касающееся вопросов ценообразования и определения стоимости выпуска продукции, должно быть тщательно продуманным и взвешенным.

Но оставлять значение себестоимости постоянно статичным тоже не удастся. Потому руководству предприятий нужно знать, как можно оптимизировать расходы. Благодаря такому шагу можно решить следующие задачи:

  • повысить конкурентоспособность продукции;
  • сократить избыточные траты на производство;
  • высвободить сырье и материалы на дополнительные нужды;
  • обеспечить гибкость ценовой политики.

Колебания себестоимости могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Первые определяются скоростью и качеством работы персонала, общей численностью штата, уровнем автоматизации производства и другими параметрами. Вторые связаны со стоимостью топлива, системой налогообложения и налоговыми ставками, тарифами на энергоресурсы и т.п.

Если компания хочет повысить прибыль, то проще всего это сделать за счет снижения себестоимости товаров, но при этом сохранив текущий уровень розничных цен. Для снижения стоимости производства применяют два метода экономии:

  • общий – связан с модернизацией всех бизнес-процессов;
  • частный – предусматривает внесение изменений в работу какого-то одного отдела или на уровне одного этапа производства.

Если говорить конкретно о снижении стоимости производства, то организации могут пойти по одному из следующих путей:

  1. Автоматизировать производственные мощности. На начальной стадии потребуются немалые затраты, однако вложения делаются на перспективу – траты быстро окупаются, последующая работа будет идти в плюс. Благодаря автоматизации удастся повысить производительность труда, устранить риск допущения ошибок и брака.
  2. Сменить контрагентов. Детальный анализ рынка даст возможность найти более выгодных поставщиков и партнеров. Сокращения издержек удастся добиться не только из-за снижения стоимости закупки материалов. Благодаря территориальной близости уменьшатся затраты на доставку.
  3. Оптимизировать численность персонала. Уменьшать количество работников нужно из числа людей, занимающих руководящие должности. Не должно быть так, чтобы над пятью рядовыми сотрудниками стояло столько же начальников. Людей рабочих специальностей увольнять нежелательно, особенно, если производство не автоматизировано. Такой шаг, наоборот, приведет к сокращению производства на фоне сохраняющихся издержек.
  4. Повысить квалификацию работников. Дополнительные тренинги, мастер-классы, курсы, программы стажировки для сотрудников всегда дают положительный эффект. Так удается снизить брак и одновременно повысить качество выпускаемой продукции.
  5. Мотивировать сотрудников. Работа по этому направлению эффективна с точки зрения повышения производительности труда. Если связать размер зарплаты, возможность получения премий с качеством или количеством выпускаемой продукции, результат не заставит себя ждать.
  6. Оптимизировать сырье, материалы. Речь идет не о том, чтобы отпускать меньше ткани на пошив одежды или сократить объем молока при производстве мороженого. Гораздо эффективнее разработать такие модели одежды, при раскрое которых будет оставаться меньше отходов. Или для экономии топлива оснастить автомобили системами спутниковой навигации.
  7. Уменьшить объем брака. Порой для снижения стоимости производства одной единицы товара нужно изменить настройки оборудования. Внесения корректировок бывает достаточно, чтобы уменьшить процент брака и снизить расход сырья.

Процесс снижения себестоимости всегда длительный, иногда даже «болезненный» для предприятия. Но если проанализировать все факторы, провести аудит на каждом этапе изготовления товаров, наверняка удастся найти детали, требующие внимания. Путем доработок тех или иных нюансов в целом получится неплохо сэкономить.

Компания Nord Sky поможет сделать комплексный аудит продаж и маркетинга и составить стратегию продвижения вашего бизнеса.

Остались вопросы? Задать вопрос
Руководитель компании
Козырев Сергей Руководитель
GL Group

Подпишитесь на мои соцсети!

Я более 10 лет потратил на исследования и разработки, чтобы гарантировать Вам лучший результат в Интернет маркетинге!

Подписаться на соцсети

Забери подарок:

Введите свой Email и вам на почту придет ссылка для скачивания файла

Другие публикации