+7 (495) 021-30-25

123022, Москва, Рочдельская улица, 30

Задать вопрос

SWOT-анализ. Что это и как делать?

31.01.2020 5022 Сергей Козырев

SWOT-анализ является одним из наиболее эффективных инструментов по изучению внутренней и внешней стороны бизнеса в стратегическом менеджменте. Существует простой метод анализа, который можно выполнить в Excel, и развернутый, дающий понимание правильного проведения стратегического развития организаций. По результатам исследования выявляются сильные и слабые стороны развития бизнеса, возможные риски. А также возможности для роста.

Развернутые матрицы дают подробное понимание того, что необходимо сделать. В них содержатся конкретные шаги по правильной стратегии развития.

Суть СВОТ анализа

Для большего понимания, SWOT-анализ организации заключается в том, что группой специалистов проводится фиксирование всех имеющихся факторов, которые влияют на деятельность фирмы. На их основе делают выводы о том, насколько перспективный бизнес. Такое исследование является гибким инструментом, подходящим выполнять оценку с различных областях:

  • экономической сфере;
  • научной деятельности;
  • в госучреждениях;
  • управлении регионом, городом, страной.

Матрица анализа включает такие основные понятия.

S (Strengths) – характеристика сильных сторон бизнеса, выгодно отличающая от конкурирующих компаний;

W (Weaknesses) – описание слабых сторон, наиболее уязвимым по отношению к конкурентам;

O (Opportunities) – использование фирмами элементов окружения, возможностей для дальнейшего развития;

T (Threats) – возможные угрозы, способные принести убытки, ущербы.

Элементы делятся на факторы внутренней и внешней среды. В первом варианте речь идет о факторах, которые возможно нейтрализовать, обыграть. Во втором отражаются характеристики деятельности компании, на которые может повлиять бизнес.

SWOT-анализ

Как проводится

Основа СВОТ анализа – мозговой штурм, проводимый командой профессионалов. Лучшее решение – привлечение экспертов из каждого подразделения предприятия. Это позволяет получить максимально точную объективную оценку.

Все факторы, включенные в матрицу SWOT, подтверждаются конкретными цифрами, сведениями. Например, сильные стороны фирмы должны быть подтверждены цифрой о среднем времени реакций на запросы клиентов (оперативная техническая поддержка).

Объективная картина не получится при «общей» оценке. Важна максимальная конкретика. Например, конкурентоспособность новой марки продукта или выход в текущем году на бразильский рынок.

Нельзя опираться на текущее положение того, как ситуацию видят потенциальные партнеры по бизнесу, конкуренты. Важно понимание всей ситуации. Нередко то, что кажется «сильными сторонами», для клиентов оказывается незначительным. Рекомендуется проведение глубинного интервью с потребителями, выбравшими вашего конкурента.

Фокусируйтесь на главном. В процессе мозговых штурмов вспоминается немало преимуществ, возможностей, угроз. Остается проанализировать их, включив в SWOT-анализ значимые.

Простая матрица. Пример SWOT-анализа

Только после детального анализа бизнеса, можно построить простую матрицу. Пример, привожу в таблице ниже:

Сильные стороны

Слабые стороны

– Хорошая репутация компании;

– Высокое качество товаров;

– Большая клиентская база;

– Эксклюзивные права на крупные контракты;
– Наличие большого количества продукции на складе (более 10 000 SKU).

– Высокая текучесть кадров;

– Высокая себестоимость;

– Цены выше среднего (на 3% выше по рынку);

– Отсутствие собственного автопарка, медленная логистика.

Возможности

Угрозы

– Привлечение новых клиентов;

– Снижение себестоимость продукции за счет новых технологий;
– Возможность создать собственный автопарк.

– Выход на рынок новых конкурентов;

– Потеря эксклюзивных прав на дистрибьюторский контракт.

Преимущества и недостатки анализа

Такая методика является одной из наиболее популярных. Ею пользуется немало фирм. На самом деле у SWOT-анализа имеются как плюсы, так и минусы. Поэтому важно убедиться, подходит он вам или нет. В какой ситуации целесообразный.

Преимущества. Нередко руководителям организаций сложно увидеть бизнес со всех сторон. Чтобы это сделать, необходимо детальное погружение в анализ конкурентов, рынка, финансовой отчетности. Узнать, насколько эффективные бизнес-процессы.

Недостатки. Изначально кажется, что такой анализ является универсальным инструментом аналитики. Это не так. В SWOT отсутствуют точные цифры для расчетов влияний анализирующих факторов. Анализ не прогнозирует, не позволит разработать стратегию. Результаты, которые вы получите, могут сильно отличаться через 6 месяцев.

Этот метод подойдет для стратегического планирования на год, но не для планирований тактических действий на неделю, месяц.

Остались вопросы? Задать вопрос
Руководитель компании
Козырев Сергей Руководитель
GL Group

Подпишитесь на мои соцсети!

Я более 10 лет потратил на исследования и разработки, чтобы гарантировать Вам лучший результат в Интернет маркетинге!

Подписаться на соцсети

Забери подарок:

Введите свой Email и вам на почту придет ссылка для скачивания файла

Другие публикации